Рекламный блок 1

Интересно

Жетi ата — 7 поколений казахов

Знание своих предков — Жеті ата — одна из самых древних и обязательных традиций казахского народа. Каждый человек должен знать своих предков как минимум до седьмого колена. К счастью, казахи знают о них намного больше.

Это подтверждается многими книгами «шежіре» – родословными казахских родов. Среди народа и в настоящее время бытуют смысловые пословицы. Например:

«Жеті атасын білген ұл – жеті жұрттың қамын жер» (Кто знает своих семерых предков, тот живет в заботе о благоденствии семи стран).

«Жеті атасын білмеген – жетімдіктің белгісі» (Если человек не знает своих семь предков, значит он сирота).

Мудрые наблюдения

Когда появилась традиция «Жеті ата», трудно сказать. Но несомненно одно — традиция эта очень стара.

Предки казахов еще в древности поняли, к каким тяжелым последствиям приводит кровосмешение и приняли необходимые меры.

В истории человечества примеров кровосмешения много. Например, Древнем Египте, который считается страной великой цивилизации, бытовала законная традиция женитьбы между родственниками. Известно, что Клеопатра, последняя царица из рода фараонов Птолемеев, подчинившись традиции предков, в 18 лет вышла замуж за своего брата.

По утверждению ученых, именно это и привело к исчезновению рода. Со временем наука подтвердила, что в этом вопросе казахи оказались правы. О разных группах крови европейские ученые узнали в 1906 году, а в США аналогичное открытие было сделано в 1910.

Неизвестные стороны кочевой цивилизации

Ученый Халел Аргынбаев в книге «Қазақ халқындағы семья мен неке» (Семья и брак в казахском народе) объясняет, что брак между парнем и девушкой из одного рода может иметь очень тяжелые последствия.

«Кровосмешение может привести к бесплодию или появлению разных неизлечимых болезней у детей».

Взрослые старались не допускать подобного и уберегали своих детей. В дошедшем до нас древнем своде законов «Жеті жарғы» (Семь сводов) говорится, что представителям одного рода строго запрещается жениться.

За нарушения закона казнили

В истории известен случай, который получил название «Қалқаман және Мамыр оқиғасы» (История Калкамана и Мамыр). Предположительно, история имела место быть в 17-18 веках.

Молодой джигит Калкаман и девушка Мамыр из одного рода влюбились. Однажды ночью юноша украл девушку с ее согласия. Узнав об этом, все родичи осудили нелепый поступок молодых.

Кокенай, брат девушки, решил убить обоих, но не нашел спрятавшихся возлюбленных. Через некоторое время Мамыр решила навестить родственников, в надежде, что те ее простят.

Когда она приблизилась к аулу, Кокенай выстрелом из лука убил сестру

После этого он объявил, что не успокоится до тех пор, пока не убьет и Калкамана. Чтобы остановить нелицеприятную для всего рода историю, старейшины приняли решение: Калкаман должен проскакать перед Кокенаем на определенном расстоянии, и если выстрел окажется смертельным, так тому и быть. Если же Кокенай промахнется, на этом все и закончится. Стрела Кокеная попала в луку седла Калкамана и тот остается жив.

После этого случая Калкаман перекочевал далеко из родных мест. Как писал Сабит Муканулы, местность Калкаман близ Алматы и есть то самое место, куда перекочевал юноша.

Незыблемое правило

Каждый казах считает своим долгом давать детям знания о своих предках и помнить их имена. Знание «Жеті ата» культивировалось в казахском обществе, об этом написаны ученые труды, это подтверждают и многие казахские писатели.

Бауржан Момышулы в автобиографической книге «Наша семья» вспоминает:

«Отец учил меня нашей родословной.

– Чей ты сын? – спрашивал он.

– Я сын Момыша, – отвечал я.

– Момыш чей сын?

– Момыш – сын Имаша.

И так до седьмого колена…

Как правильно считать Жети

Поколения предков назывались так:

  1. Жети ата;
  2. Туп ата;
  3. Тек ата;
  4. Баба;
  5. Аргы ата;
  6. Ата;
  7. Аке.

Поколения потомков называются следующим образом:

  1. Аке;
  2. Бала;
  3. Немере;
  4. Шобере.
  5. Шопшек;
  6. Немене;
  7. Туажат;
  8. Жекжат.

Есть и региональные варианты: в 4-м поколении потомка также могли называть обере, немене, шопшек, в пятом — туажат, немене, обере, когенжат, в шестом — туажат, жүрежат, в седьмом — жаутанымас, жүрежат, куажат. Это естественные различия, которые не делают какой-либо из вариантов неправильным.

Люди, у которых есть общий ата, могут заключить брак, если друг для друга они уже жекжат, то есть буквально седьмая вода на киселе.

Когда в ауле появлялось восьмое поколение потомков, там устраивали большой праздник, в котором сообщали другим родам с общими предками, что теперь их дети могут свободно вступать в браки. Обычно на тое устраивалась хотя бы одна свадьба. Было принято резать белую кобылу, чьим молоком омывали молодоженов. Потом их благословляли местные старики.

Однако в разных семьях по-разному начинают отсчет.
Где-то с деда, ведь речь о жети ата — буквально семи дедах.
Однако исследователи сходятся во мнении, что начинать отсчет предков праивильно с отца.
Это объясняют в том числе тем, что у одного мужчины могло быть несколько жен, таким образом схема родственных связей становилась со временем очень запутанной, и пропускать это звено было нельзя.

Сейчас знание своего шежире в целом и жети ата в частности, ставшее менее обязательным в советское время, снова становится общепринятым.

Источник: Бердалы Оспан и Алма Абишева

Рекламный блок 2

Вам будет интересно

Сайдбар

Последние новости