Шілдехана происходит от персидского слова «чле» (читается — «челле»). Это сорокадневный период с момента рождения ребенка. Где находился новорожденный, не впускали никого, даже членов семьи, кроме бабушки и матери.
Смысл проведения «шілдехана» заключался в том, чтобы защищать ребенка от нечистой силы, злых духов, сглаза. После рождения ребенка до исполнения сорока дней считался опасным для матери и младенца.
В давние времена, при появлении младенца с благой вестью посылали гонцов всем родственникам, друзьям, прося «сүйінші» (вознаграждение за благую, радостную весть — прим.ред.).
При оповещении было принято сообщать пол новорожденного, используя следующие выражения:
- Если в семье рождается мальчик, говорят «дүниеге ат ұстар келді» (родился держатель коня), «жылқышы келді» (родился конюх).
- При рождении девочки — «сауыншы» (доярка), «көйлек тігер» (портниха) или «қырық жеті» (размер установленного калыма у казахского народа).
Осведомленные радостной новостью соседи, родственники, знакомые собираются на «шілдехана той». Гости желают ребенку здоровья и долгих лет жизни, и бросают «шашу» — один из ритуалов торжества.
Казахский народ издавна верил, что поздравления и пожелания гостей символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов. Пиршество проходит с весельем, игрой на домбре, устраиваются скачки коней. Интересно, что поздравляют не только приглашенные, но и все осведомленные радостной вестью о рождении ребенка. Той проводится в нечетные дни, обычно — в первый, третий, пятый или седьмой день.