Рекламный блок 1

Интересно

Сакральные места казахов на Урале

На территории Южного Урала, а именно в Оренбургской и Челябинской областях находится немало сакральных казахских объектов. К сожалению, большинство казахского населения мало информировано о таких местах, но очень неравнодушно и заинтересовано в просвещении в этой области. В то же время есть представители старшего поколения, которые обладают ценными знаниями. Вот только эти знания бесследно уходят вместе с ними. Вашему вниманию представлен календарь 2024 с картой сакральных и культурных мест казахов на Южном Урале, который направлен популяризацию культурного наследия казахов.

Сакральные объекты – это особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа.
Важно! Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах. Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

Автор: Алданбаев Нурсултан Булатович, 29 лет, ру Шеркеш. Родился в Оренбургской области, городе Орске поселке Жанаталап. С данным проектом выиграл третье место в международном творческом конкурсе, проводимым фондом » Отандастар» в городе Астана. Через данную карту хочет познакомить российских казахов с собственной богатой историей и культурой.

Информацию о необозначенном на карте объекте можно направить на почту aldanbaev1994@mail.ru или вконтакте https://vk.com/id186297540 с указанием местоположения, кратким описанием и фотоматериалами объекта.

Оренбургская область

Дом Ахмета Байтурсынова

г. Оренбург, ул. Чичерина, д.75

В этом доме с 1913 года Ахмет Байтурсынов вместе с Алиханом Бокейхановым и Миржакыпом Дулатовым издавали газету «Казах». Эта газета, выходившая до 1918 года, стала главной газетой казахской земли. Ахмет Байтурсынов — один из основателей партии «Алаш». 24 ноября 2010 года на доме установлена мемориальная доска.

Здание, где проходили 1-й и 2-й всеказахские съезды

г. Оренбург, ул. Пушкинская, д.39

Здесь в 1917 году проходили 1-й и 2-й всеказахские съезды. 24 ноября 2010 года на доме установлена мемориальная доска.

Казахское подворье в культурном комплексе «Национальная деревня»

г. Оренбург, ул. Алтайская, д.3

«Казахское Подворье» является музеем, находящимся под открытым небом, который символизирует собой дружбу между различными национальностями, проживающими на территории Оренбуржья. Был создан в 2007 году.

В разные годы почетными гостями были Нурсултан и Дарига Назарбаевы, Дмитрий Медведев и Карим Масимов, Роза Рымбаева и Ермек Турсунов.

Природный памятник «Урочище Святой камень» Гора Алеутас

Соль-Илецкий район, в 2 км к северу от быв-шего посёлка Прохладного на междуречье рек Куралы и Бер-дянки близ отметки 284,9 м, в 10,5 км к юго-востоку от села Перовка

Гора Алеутас состоит из глыб кварцевых песчаников, достигаю-щих высоты 2,5 м. Визитная карточка горы – камень, из которого растет береза, что считается уникальным природным явлением.

Есть грустная легенда – в этом месте похоронена неземной кра-соты девушка. По преданию, здесь жил пастух Мелеуз, у которого была дочь Айгуль: красивая, умная, романтичная и очень добрая.

Она любила парня Камсая, и пара планировала свадьбу. Но о красавице услышал могущественный бай Базарбай, который захотел сделать ее своей седьмой женой. Он добился разрешения Мелеуза и согласия Айгуль, но она задумала побег вместе с возлюбленным.

Они договорились встретиться возле черного камня, но коварный охранник выследил ее до самого места встречи. Не простив предательства, бай ударил девушку ножом в сердце и приказал закопать ее под черным валуном. Камсай искал любимую по всей степи, но сердце тянуло его к черной скале. В итоге мужчина обратился в степного орла, а в следующую весну из камня проросла молодая берёза. С тех пор это место прозвали святым камнем. В августе 2021 года неизвестные вандалы разрушили природный памятник «Урочище Святой камень» (Гора Алеутас).

Кладбище табынских воинов

Соль-Илецкий район, близ села Кумакское

Когда-то недалеко от кладбища располагался поселок, где несли вахту табынские боевые отряды. Промышляли тем, что собирали оброк с торговцев, двигавшихся по Великому шелковому пути. Следы поселка и сегодня различимы.

Захоронение лекаря «Буран-Ата»

Соль-Илецкий район, близ села Кумакское

Дата смерти погребенного – 1994 г., род – табын. Рядом с могилой находится родник древнего лекаря.

Одиночный курган Жумабай

Акбулакский район. Координаты: 51°20’09»N, 55°29’22»E

Одиночный курган Жумабай является погребальным сооружением. В плане имеет форму эллипса с осями 50 и 65 м. Высота кургана 1,5-2,5 м. Расположен на невысоком поднятии между рекой Карагачка и ее левым безымянным притоком. На кургане находится кладбище казахского рода уак.

Кайсацкие кулпытасы или кладбище Кызаулер

Беляевский район, 11,5 км на юго-запад от посёлка Бурлыкский. 14,4 км восточнее поселка Карагач. Координаты: 51°15’58.8″N 56°37’11.4″E 51.266340, 56.619830

Кайсацкие кулпытасы или кладбище Кызаулер — три каменные стелы эпохи позднего средневековья, установленные в центре кургана, высота которого 0,4 м, а диаметр 14 м.

В Беляевском районе Оренбургской области можно увидеть много старинных Кулпытасов, но эти отличаются особой красотой и искусностью мастера, их сделавшего. Такие каменные надгробья устанавливались над могилами знатных и уважаемых людей. Кулпытасы вырезаны из дорогого розового ракушечника, который добывается на среднеазиатском побережье Каспийского моря.

В мае 2022 года было обнаружено, что один из кулпытасов разбит.

Могила древнего лекаря в урочище Тузлукколь

Беляевский район. Координаты: 51.287568737256, 56.602891561343 51°17′15″N, 56°36′10″E

Могила лекаря — почитаемая святыня. На холме, у соленого урочища находится древняя могила, по легенде там захоронен лекарь великого Тамерлана.

Памятник — мазар Дербисалы Беркимбаева

Находится на кладбище села Урпия. Координаты: 51°08’36.5″N 58°53’38.8″E 51.143479, 58.894105

Открыт 13 октября 2006 года. Архитектор — А.Е. Саурамбеков. Памятник из кирпича и бутового камня.

Посвящен Дербисалы Беркимбаеву (1837–1913), известному казахскому общественному деятелю, полковнику Русской императорской армии, чиновнику особых поручений при губернаторе Тургайской области. Второй помощник Актюбинского уезда (1873–1893). Награжден орденами Станислава, Анны и др.

Мазар выстроен по азиатским канонам, применяемым семиродцами, с семью углами на семь сторон света. Главный спонсор строительства памятника — Арынгазы Беркимбаев, однофамилец из города Астаны.

Могила народного героя Естекбая Бесбаева

Расположена на высоком холме близ реки Баузды. Координаты: 51°19’45.7″N 59°06’04.9″E 51.329370, 59.101370

Естекбай-батыр вместе со своим другом Тотай-батыром приняли сражения на полноводной реке (приблизительно в 1725 году). Под его началом объединились воины малого и среднего жуза, чтобы прекратить разорительные набеги калмыков и джунгар. Погиб в бою в окрестностях села Чапаевка.

Естекбай Батыр похоронен на кладбище «Баузда», возле небольшой степной речки с одноименным названием, недалеко от села Чапаевка. Его место захоронения считается святым.

Памятный знак народному герою Естекбаю Бесбаеву

1,8 км к ЮВ от села Ча-паевка. 51.355760, 59.192180

Памятный знак народному герою Естекбаю Бесбаеву установлен близ села Чапаевка в местах боёв, где погиб легендарный герой. Надпись на полутораметровой гранитной плите гласит: «Народный Герой Естекбай Бесбаев – Батыр Ата защищал нашу землю от джунгаров-калмыков в XVII-XVIII веке».

Решение об установке памятника было принято по в августе 2014 года по просьбе потомков Естекбая Бесбаева и жителей района. По решению оргкомитета от 02.04.2014 года, согласно протоколу заседаний Караганского, Чапаевского, Горьковского и Новоорского поселений, на границе этих муниципальных образований решено установить памятный знак народному герою Естекбаю-батыру и указатель к его могиле, чтобы каждый желающий мог почтить память великого батыра.

Открытие памятного знака «Батыр Ата» состоялось 19 августа 2014 года, в день рождения народного героя. С 2000 года в эту дату отмечается День памяти Естекбая Батыра. У памятника и на могиле Естекбая Батыра собираются его потомки, местные жите-ли и гости области.

Бай-могила

14 км на юг от посёлка Караганда. Координаты: 50°34’30.1″N 59°44’27.1″E 50.575020, 59.740870

Бай-могила — памятник глиняного зодчества в виде надмогильного купола-юрты высотой около 4 м. Сразу ниже Бай-могилы расположено урочище Сазды.

Согласно старой легенде купец завещал похоронить себя в этом месте на пути караванов, чтобы купол могилы служил ориентиром путникам в окружающей степи. По некоторым данным купол Бай-Могилы был частично обрушен в период освоения целины.

Каменные бабы

с. Энбекши, Адамовский район и Ташлинский район

«Каменные бабы» представляют собой грубо высеченные из камня фигуры человека. Они ставились на могилах или соседних с ней холмах и возвышениях во время исполнении погребального обряда половецкими племенами, кочевавшими в заволжских и казахстанских степях в IX — XII веках. Подобные каменные бабы кочевники ставили также близ своих святилищ и курганов.

В Оренбургской области два района, Адамовский и Ташлинский, могут похвастаться наличием на их территории древних каменных баб. Близ села Энбекши (название переводится с казахского как «труженик, трудящийся, трудовой народ») археологами обна-ружено два таких памятника древней культуры.

Сарке-тобе (гора Сарке)

Находится на территории Беляевского района в 15 км от районного центра. В период восстания башкир против царского режима в 1755 году, отряды, состоящие из казаков и волжских калмыков, преследовавшие башкир, были остановлены казахами родов Жетыру под руководством Сарке батыра. Организовал дружественную встречу с башкирами на небольшой горке 5-6 км от реки Яик, ныне это место называется Сарке тобе (горка Сарке).

Челябинская область

Мавзолей Кесене

в 3 километрах к востоку от села Варна на берегу заросшего озера Большое Кесене

«Кесене» в переводе с казахского обозначает «мавзолей». Комплекс Кесене состоит из кирпичного мавзолея, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. Данный мавзолей — яркий образец раннемусульманской мемориальной архитектуры, был построен в 14-16 веке на мысу пересохшего озера Большое Кесене. Это единственный в своем роде исторический памятник архитектуры кочевников в Челябинской области.

Казахский погребально-поминальный комплекс

Брединский район, посёлок Аркаим

Этнографическая реконструкция погребальных сооружений XIV – начала XX вв. Был создан как музейный комплекс надмогильных сооружений, воссоздающий образ небольшого казахского клад-бища XIV – начала XX вв. Состоит из реконструкций и новоделов надмогильных сооружений, характерных для казахов Урало-Казахстанского региона. Подобные кладбища можно встретить в Казахстане и южных районах Челябинской области (южнее реки Уй и восточнее реки Урал – в зоне исторического проживания ка-захов), в том числе в окрестностях заповедника «Аркаим».

Николаевская и Наследницкая крепости

с. Николаевка, Варненского района

Крепости — близнецы основаны в период заселения Урала для защиты от набегов кочевников. Выдержали атаки отрядов последнего казахского хана Кенесары Касимова.

с. Наследницкая, Брединского района

Жаманшал зират

Находится в Чесменском районе, близ п. Редутово. Место упокоения легендарного казахского бая — Жаманшала, основателя рода Жаманшаловых — Яманчаловых, известных купцов, промышленников, чиновников и меценатов, оказавших большое влияние на развитие Троицкого и Костанайского уездов.

Некрополь Аргын зират

Чесменский район. В 700 м к востоку от села Редутово

Уникальный мемориальный комплекс кочевников. Наиболее поздняя часть — 19 — начало 20 в.в. содержит большое количество анаэпиграфных памятников, кулпытасов, с родовыми знаками — тамгами и образцы мемориальной письменности, одни из ранних на территории Челябинской области.

Кыстау. Ораз-Тау

Находится в Чесменском районе, близ п. Редутово. Кыстау- вытянутая с севера на юг холмистая гряда, на которой в конце 19 — начале 20 в.в. располагалось несколько казахских по-селков кипчаков, жаппасов и аргынов. Ораз-Тау — хорошо сохранившиеся на рельефе казахское зимовье.

Аулие таш

Чесменский район, близ п. Редутово

Скальное обнажение, наделенное иеротопическими (священными) свойствами. В конце XIX – начале XX века Аулие-Таш являлся объектом «малого хаджа», при этом его посещали как простые паломники, так и предсказатели. Сегодня коллективное, общинное использование Аулие-Таш, его основная функция связана с вызыванием дождя, как путем традиционных молитв, так и при архаичном обряде, связанном с «дождевыми камнями».

Памятный знак на родовом кладбище Иманбаевых

Чесменский район п.Огнеупорный, кладбище Еки-Агаш

«Иманбай Зираты». «Екі ағаш» қорымының рулық бөлігі.
Көрнекті қоғам қайраткері Иманбай Құдайбергеннің (1825-1912), оның ұлдары Ишмұхамед, Әлмұхамед, Ыбырай, Мұса және олардың ұрпақтарының, ағартушылардың, зерттеушілердің, баспагерлердің, меценаттардың жерленген жері. Қыпшақ тайпасы.Ұста руы (Жантөлес)

В Челябинской области открыли памятный знак на родовом кладбище Иманбаевых.

Старый зират – место захоронения казахов окрестных аулов: изначально – кипчаков, позднее – и других представителей среднего и младшего жузов из Челябинской области и Костанайской области (Казахстан).

В старой части зирата расположены яркие образцы эпитафики и камнерезного искусства, в основном стелы периода 1860-1890 гг. Здесь покоятся многие известные представители байства и казахской интеллигенции.

Открытие памятного знака на казахском родовом кладбище Иманбаевых в Чесменском районе Челябинской области прошло накануне «Акмуллинских чтений». Представители рода Иманбаевых активно участвовали в жизни известного поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы во время его нахождения в Троицкой тюрьме и до окончательного оправдания знаменитого мыслителя.

25 октября 2023 года в Чесменском районе прошло открытие памятного знака на родовом кладбище Иманбаевых. В мероприятии приняли участие представители органов местного самоуправления, Правительства Челябинской области и потомки казахского рода Иманбаевых.

Здание редакции журнала «Айкап»

г.Троицк, ул. им. Степана Разина, д. 23

Айкап» («Сожаление») — первый казахский общественно-политический и литературно-критический журнал. Издавался на казахском языке арабским шрифтом в г. Троицке. Основатель и редактор журнала «Айкап» — публицист и писатель-демократ М. Сералин. Журнал сыграл большую роль в становлении казахской прозы, драматургии, литературной критики, а также литературно-го языка.

Открытие мемориальной доски состоялось в рамках программы Дня казахской культуры и языка в Троицке 20 апреля 2013 г. На мемориальной доске надпись: «В этом здании в 1911–1915 гг. выпускался первый казахский журнал «Айкап», редактор – поэт и просветитель Мухамеджан Сералин». В верхней части доски имеется надпись «Айкап» арабской вязью.

У нас с Вами есть возможность создать единую базу таких мест по всей России. Сохраним нашу историю, национальную самобытность и культуры, а так же развитие туризма.

Рекламный блок 2

Вам будет интересно

Сайдбар

Последние новости