В основе казахского народного календаря лежали астрономические представления и знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом.
Большое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.
Есепши
В XVI-XVIII в.в. среди народа существовали профессионалы-вычислители -ecenmi, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени. Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в своих песнях, слагали о них легенды. Полярная звезда играла важную роль в жизни казахов, т.к. являлась ориентиром в ночное время.
Как определяли счет месяцев
Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Эти наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц — на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны.
Казахи определяли времена года по положению солнца относительно Плеяд. Астрономические месяцы солнечного года они называли жулдыз, имея в виду 12 зодиакальных созвездий, которые соответствовали 12 лунным фазам. Страны света устанавливали по дневному положению солнца.
- Юг называли оц тустт (правая полуденная сторона);
- Север — сол тустт (левая полуденная сторона);
- Восток — куп шыгыс (сторона восхода солнца);
- Запад — кун батыс (сторона захода солнца).
Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет, носившими название мушел. Каждый год назывался именем животного:
- мышь (тышкан),
- корова (сиыр),
- тигр (барс),
- заяц (коян),
- улитка (улу),
- змея (жылан),
- лошадь (жылцы),
- овца (крй),
- обезьяна (мешт),
- курица (тауык),
- собака (и/я),
- свинья (доцыз).
Начало года соответствовало весеннему равноденствию и начиналось с праздника Наурыз (21 марта). Персидское слово «наурыз» — означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлением традиционного наурыз коже (пшеничной похлебки) — символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка, и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов.
Неделя состояла из семи дней:
- cen6i (суббота),
- жексенбг (воскресенье),
- дуйсенб! (понедельник),
- сейсенб1 (вторник),
- сэрсенб’1 (среда),
- бейсенбг (четверг),
- жума (пятница).
Названия дней имеют главным образом персидское происхождение, за исключением арабского термина «жума».